Четверг, 25.04.2024, 13:10 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Персональный сайт учителя информатики | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решение логических задачРешаем логические задачиЧтобы научиться решать типовые логические задачи, простые и нестандартные математические задачи, важно знать основные приемы и методы их решения. Ведь решить одну и ту же задачу и прийти к правильному ответу во многих случаях можно разными способами. Знание и понимание различных методов решения поможет определить, какой способ подойдет лучше в каждом конкретном случае, чтобы выбрать наиболее быстрый и простой путь получения ответа. К «классическим» логическим задачам относятся текстовые задачи, цель решения которых состоит в распознавании объектов или расположении их в определенном порядке в соответствии с заданными условиями. Более сложными и увлекательными типами заданий являются задачи, в которых отдельные утверждения являются истинными, а другие ложными. Задачи на перемещение, перекладывание, взвешивание, переливание — самые яркие примеры широкого ряда нестандартных задач на логику. Основные методы решения логических задач
Метод последовательных рассужденийСамый простой способ решения несложных задач заключается в последовательных рассуждениях с использованием всех известных условий. Выводы из утверждений, являющихся условиями задачи, постепенно приводят к ответу на поставленный вопрос. Пример:
На столе лежат Голубой, Зеленый, Коричневый и Оранжевый карандаши. Третьим лежит карандаш, в имени которого больше всего букв. Голубойкарандаш лежит между Коричневым и Оранжевым. Разложи карандаши в описанном порядке. Решение:
Рассуждаем. Последовательно используем условия задачи для формулирования выводов о позиции, на которой должен лежать каждый следующий карандаш.
Метод «с конца»Такой способ решения является разновидностью метода рассуждений и отлично подходит для задач, в которых нам известен результат совершения определенных действий, а вопрос состоит в восстановлении первоначальной картины. Пример:
Бабушка испекла для троих внуков рогалики и оставила их на столе. Коля забежал перекусить первым. Сосчитал все рогалики, взял свою долю и убежал. Сколько рогаликов из восьми оставшихся должен съесть каждый, чтобы в результате все съели поровну? Решение:
Начинаем рассуждение «с конца». Бабушка положила на стол 27 рогаликов, рассчитывая, что каждому достанется по 9 штук. Поскольку Коля уже съел свою долю, Аня должна съесть 3, а Гена — 5 рогаликов. Решение логических задач с помощью таблиц истинностиСуть метода состоит в фиксации условий задачи и полученных результатов рассуждений в специально составленных под задачу таблицах. В зависимости от того, является высказывание истинным или ложным, соответствующие ячейки таблицы заполняются знаками «+» и «-» либо «1» и «0». Пример:
Три спортсмена (красный, синий и зеленый) играли в баскетбол. Кто забросил мяч, если только один из троих сказал неправду? Решение:
Сначала таблицу составляют: слева записывают все утверждения, которые содержатся в условии, а сверху — возможные варианты ответа. Затем таблицу последовательно заполняют: верные утверждения отмечают знаком «+», а ложные утверждения — знаком «-«. > Рассмотрим первый вариант ответа («мяч забросил красный«), проанализируем утверждения, записанные слева, и заполним первый столбик. Рассмотрим второй вариант ответа (предположим, что мяч забросил зеленый) и заполним второй столбик. И, наконец, третий вариант: предположим, что «мяч забросил синий«. Так как по условию лишь один из троих ребят сказал неправду, в заполненной таблице выбираем такой вариант ответа, где будет только одно ложное утверждение (в столбце один знак «-«). Подходит третий столбец. Значит, правильный ответ – мяч забросил синий. Метод блок-схемМетод блок-схем считается оптимальным вариантом для решения задач на взвешивание и на переливание жидкостей. Альтернативный способ решения этого типа задач — метод перебора вариантов — не всегда является оптимальным, да и назвать его системным довольно сложно. Порядок решения задач по методу блок-схем выглядит следующим образом:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чернобаев Александр © 2014 - 2024 |